Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 55 кабинетов, в том числе специализированные классы химия, физика, биология, информатика, цифровая образовательная среда, технология, основы безопасности жизнедеятельности). Оснащенность современным оборудованием образовательного процесса - 75%
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для осуществления образовательного процесса в МОУ «Татищевский лицей» используется 51 учебный кабинет:
- 17 кабинетов для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
- 34 кабинета - для реализации основной образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования.
Материально-техническая база учебных кабинетов приведена в соответствие с условиями реализации ФГОС начального, основного и среднего общего образования: помещения оборудованы мебелью в соответствии с возрастными особенностями, аудиторными досками, стендами, шкафами для учебных наглядных пособий.
В 17 кабинетах имеются компьютер, проектор, принтер, интерактивная доска. Все оборудование и программное обеспечение лицензировано.
Кроме учебных кабинетов в лицее имеются:
Спортивный зал – 2.
Спортивная площадка для сдачи норм ГТО.
Школьная библиотека.
Столовая – 120 мест.
Медицинский кабинет.
Музей.
Актовый зал.
Конференц зал.
Кабинет внеклассной и внешкольной работы.
Методический кабинет.
Кабинет психолога.
Кабинет логопеда.
Кабинет социального педагога.
Кабинет старшего вожатого.
Специально оборудованные учебные кабинеты для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
В МОУ «Татищевский лицей» созданы условия не только получения учащимися основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков. Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (компьютерное оборудование - компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, колонки акустические и т. п.).
Назначение |
Функциональное |
Кабинет ОБЗР |
Объект предназначен для формирования у обучающихся основ безопасности и защиты Родины. Оборудован стендами по гражданской обороне, стендами по первой медицинской помощи, стендами по основам военной службы, макетами макетами по оказанию первой медицинской помощи. Имеются средства защиты органов дыхания, ОЗК, медицинские средства по оказанию первой медицинской помощи. В кабинете проводятся занятия по основам безопасности и защиты Родины с 8 по 11 классы и подготовка к военно-спортивной игре «Зарница» и другим мероприятиям. Класс оснащен компьютером, мультимедийным проектором. |
Кабинет химии |
Проводятся практические и лабораторные работы по неорганической (8-9 класс), органической химии (10 класс), общей химии (11 класс). В кабинете химии для проведения практических занятий есть компьютер, ЭОР, демонстрационные стенды, методические пособия для учителя, таблицы по основным темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся, раздаточные и дидактические материалы по темам, лаборантская с необходимым оборудованием. |
Кабинет биологии |
Кабинет биологии оборудован в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. В кабинете биологии для проведения практических занятий есть компьютер, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, таблицы по основным темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся, раздаточные и дидактические материалы по темам. Имеется оборудование для проведения практических занятий: гербарии растений, модели грибов, модели овощей и фруктов, модели цветов покрытосеменных растений, влажные препараты, барельефные таблицы, микроскопы световые, микропрепараты. Практические занятия проводятся для обучающихся 5-11 классов. |
Кабинет информатики |
Кабинет информатики оборудован в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. В кабинете информатики для проведения практических занятий есть 30 компьютерных мест, демонстрационные стенды, методические пособия для учителя, 3Д принтер, робототехника. |
Кабинет физики |
Объект предназначен для проведения практических и лабораторных работ по физике для обучающихся 7-11 классов. Имеется лаборантская. Укомплектован средствами обучения и воспитания по: механике, электродинамике, оптике, квантовой физике. В кабинете есть компьютер, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, комплект дисков, таблицы по основным темам всех разделов, раздаточные и дидактические материалы по темам. |
Кабинет географии |
Проводятся практические занятий по географии. Кабинет оснащен набором карт России, карт мира, набор минералов, компасы, набор рельефных таблиц и плакатов для проведения занятий. |
Кабинет труда (технологии) для мальчиков |
Проводятся практические занятия по предмету «Труд (Технология)» для мальчиков. Объект оснащен полным комплектом столярного оборудования и инструментов: сверлами, ножовками, выжигателями, отвертками, молотками, измерительными приборами, столярными верстаками. |
Кабинет труда (технологии) для девочек |
Кабинет технология для девочек разделен на 2 зоны, каждая из которых имеет свое оснащение. В зоне кройки и шитья установлены рабочие столы, швейные машины, оверлок, выделена зона для гладильной доски и манекена. В кухонной зоне расположена кухонная мебель, организованы места для первичной обработки продуктов со столами и раковиной, зоны для тепловой обработки продуктов. В кухонной мебели встроена электроплита, духовой шкаф, мойка. Класс оснащен компьютером, мультимедийным проектором. |
Актовый зал |
Объект предназначен для проведения внеурочной деятельности с ориентацией на проектную деятельность. |
Кабинет музыки |
Практические занятия по предмету «Музыка», занятия по внеурочной деятельности. Объект предназначен для формирования и развития творческих способностей обучающихся, практических изобразительных навыков. Кабинет оборудован компьютером, мультимедиа проектором, экраном, аудио и видео записями, электропианино. |
Конференц зал |
Проведение конференций, проектная деятельность, практические занятия, внеклассные мероприятия. Кабинет оборудован интерактивной панелью. |
В МОУ «Татищевский лицей» имеется оборудованная библиотека. Библиотека расположена на 1 этаже школьного здания, занимает помещение общей площадью 63 кв.м., имеет 22 посадочных места для пользователей библиотеки.
Фонд библиотеки укомплектован учебной, справочной художественной литературой, документами на электронных носителях.
На 01.01.2025 года общий фонд библиотеки составляет 52066 экземпляров, из них:
Учебники — 22764,
Учебные пособия — 1308,
Художественная литература - 24980,
Справочный материал — 400,
Электронные носители — 62.
Численность зарегистрированных пользователей библиотеки — 481 человек. Число посещений — 9231.
Место библиотекаря оборудовано персональным компьютером с выходом в сеть Интернет.
Все обучающиеся, в том числе дети-инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ в библиотеку. Зона абонемента совмещена с читальным залом, организован свободный доступ для самостоятельной работы педагогов и учащихся. В библиотеке имеются учебники для обучающихся с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.
Библиотека МОУ «Татищевский лицей» является составной частью системы при работе с детьми с ОВЗ и действует совместно со всеми специалистами школы как единое целое, в библиотеке проводятся досуговые мероприятия с обучающимися с ОВЗ.
В МОУ «Татищевский лицей» созданы все условия для занятий физической культурой и спортом. Спортивная база оснащена современным спортивным оборудованием и инвентарём, пригодным для безопасной эксплуатации и позволяющим реализовывать требования государственного стандарта.
Оборудовано 2 спортивных зала общей площадью 547 кв.м. Залы расположены на 1 этаже и предназначены для обучающихся 1-11 классов, а также занятий спортивных секций в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся. Характеристики залов и оборудование дает возможность проводить занятия по следующим видам спорта: лёгкая атлетика, спортивные и подвижные игры, общефизическая подготовка, гимнастика. Залы оснащены раздевалками и душевыми для девочек и мальчиков. Имеются кабинеты для педагогов и тренерские.
Оборудование зала:
шведская стенка, маты гимнастические, мячи баскетбольные, мячи волейбольные, мячи футбольные, мячи теннисные, обручи, перекладины навесные, сетки волейбольные, скакалки, фишки, козел, мостик гимнастический, щиты баскетбольные, кольца баскетбольные, скамейки гимнастические, столы теннисные, лыжи, дартс.
Имеется разметка для баскетбола и волейбола.
Спортивная площадка находится на территории лицея и предназначена для сдачи сдаче нормативов ГТО.
Оборудование спортивной площадки: турники, гимнастические и спортивные снаряды, велотренажер, силовые тренажеры, тренажер для пресса, тренажер «Лыжи», брусья, шведская стенка, скалодром и другое. Оборудование подходит для сдачи нормативов ГТО по соответствующим ступеням ВФСК, с учетом анатомических характеристик и физических возможностей обучающихся разных возрастных категорий и групп здоровья, включая инвалидов. Оборудование и покрытие площадки соответствует стандартам безопасности, чтобы предотвратить травмы во время занятий.
Помещения и оборудование спортивных залов и спортивной площадки приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания – это объекты, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Материально – техническая база МОУ «Татищевский лицей» укомплектована необходимыми средства обучения и воспитания, которые используются в образовательном процессе обучающимися в том числе инвалидами и лицами с огнаниченными возможностями здоровья. Лицей имеет учебные кабинеты необходимые для организации изучения обязательных учебных дисциплин, лаборантские по физике, химии, биологии, кабинет информатики, мастерские для проведения уроков труда (технологии), спортивные залы, спортивную площадку, актовый зал, конференц зал, библиотеку.
Для обеспечения социально – психологического сопровождения образовательного процесса действуют кабинеты психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога. Состояние материально – технической базы соответствует санитарным нормам и нормам пожарной безопасности.
В целях организации информационной работы существует радио центр.
Практические занятия, внеурочная досуговая деятельность и деятельность системы дополнительного образования в школе организована в оборудованных учебных кабинетах, шахматной зоне,актовом зале, спортивном зале и на спортивной площадке с использованием всей метериально-технической базы школы.
Созданы условия для об учения, воспитания и развития, учащихся в соответствии с их способностями, интересами, состоянием здоровья и запросами родителей. В соответствии с требования ФГОС кабинеты начальной школы оборудованы современными мультимедийными проекторами, компьютерами, принтерами.
Виды средств обучения и воспитания, которые имеются в лицее, возможны для использования инвалидами и лицами ограниченными возможностями здоровья:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, плакаты, раздаточный материал). Имеются специальные учебники для обучения по адаптированной программе лиц с ОВЗ.
• Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, мультимедийные энциклопедии)
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные, коллекции минералов и др.)
• Учебные приборы (для демонстрации опытов по физике, химии, микроскопы, компасы, барометр и т.д.)
• Тренажеры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Кабинеты оборудованы соответствующими наглядными пособиями, оборудованием для проведения занятий
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения - ____ Мбит/сек
Количество интранет-ресурсов -__
Количество локальных сетей - ___
Общее число компьютеров - ___, в том числе используемых в учебных целях - ____
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.)
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению
При отсутствии такой информации указать:
Сведения о наличии доступа к информационным системам отсутствуют
«Библиотека ЦОК»
Библиотека цифрового образовательного контента — база знаний по всем предметам и темам школьной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Ссылка на сайт: https://urok.apkpro.ru/
«Российская электронная школа»
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования.
Ссылка на сайт: resh.edu.ru.
«Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Ссылка на сайт: http://school-collection.edu.ru/?ysclid=lopywr68oo708182616
«Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов представляет собой каталог, информация в котором систематизирована по основным разделам:
· Основное общее образование;
· Среднее (полное) общее образование;
· Начальное профессиональное образование;
· Среднее профессиональное образование.
Ссылка на сайт: https://web.archive.org/web/20191121151247/http://fcior.edu.ru/
«Цифровой образовательный контент»
Каталог цифрового образовательного контента. Единый бесплатный доступ к материалам ведущих образовательных онлайн-сервисов России.
Ссылка на сайт: educont.ru.
«Электронная библиотека учебников. Российское образование»
Ссылка на сайт: https://ibook-edu.ru/
«Якласс»
Цифровой образовательный ресурс для школ
Ссылка на сайт: https://www.yaklass.ru/?%CC%01&ysclid=lopziiwqyp80435324
«Учи.ру»
Образовательная платформа для школьников, их родителей и учителей, предлагающая интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.
Ссылка на сайт: https://uchi.ru/
«Сферум»
Бесплатная образовательная платформа для учителей, учеников и родителей, где можно проводить онлайн-занятия, совершать видеозвонки, общаться в чатах;
Ссылка на сайт: https://sferum.ru/
«Решу ЕГЭ»
Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
Ссылка: https://ege.sdamgia.ru/
Электронный онлайн-учебник «01Математика»
Учебник предназначен для школьников, которые хотят лучше знать математику, получить более глубокое понимание учебного материала, и, как следствие, повысить свою успеваемость. А если ваш ученик уже хорошо учится и уверен в своих знаниях, то, занимаясь по нашей программе, он сможет еще раз их проверить и закрепить имеющиеся навыки.
Ссылка: https://www.01math.com/
В «Наименование» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В «Наименование» общежитий и интернатов нет
В соответствии с п. 13 Приказа 1493 указать информацию (приведен образец)
Материально-техническая база «Наименование» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа располагает актовыми залами, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные аудитории и классы оборудованы специальной техникой и приборами, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, инструментами (в том числе музыкальными), театральным реквизитом и т.п.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и другой внеучебной деятельности в школе имеются актовые залы, спортивные объекты, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами
При отсутствии такой информации указать:
Сведения специальных технических средствах обучения отсутствуют
Учебные кабинеты
Мастерские и лаборатории
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта. Имеются 2 спортивных зала, 1 площадка ГТО.
Оснащение физкультурных залов необходимым оборудованием позволяет реализовывать образовательную программу по физической кльтуре на начальном, основном и среднем уровнях образования.
Кадровые условия: уроки физической культуры преподают 4 учителя. Деятельность учителей осуществляется в рамках требований должностных инструкций.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В соответствии с общепринятой типологией средств обучения и воспитания школа использует следующие виды:
• Печатные
учебники и учебные пособия соответствующе образовательным программам предоставляются школой из фонда библиотеки
раздаточный материал предоставляется школой на основе методических разработок педагогических работников школы и соответствует образовательным программам
• Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
применяемые электронные образовательные ресурсы предоставляются школой из фонда библиотеки и/или по договорам исключительного и/или не исключительного права на использование ЭОР, заключенных со сторонними организациями и физическими лицами, приобретенных у разных правообладателей (системы АИС «Сетевой город: Образование», Якласс, РЭШ, Учи.ру и др.)
• Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
• Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы и методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Мультимедиа-технология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей интерактивных комплексов с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза звука, текста, гpафики, живого видео.
Принципы использования средств обучения
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
учет дидактических целей и принципов наглядности, доступности и т.д.
сотворчество педагога и обучающегося
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения определяется общим развитием технического потенциала образования. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств обучения, развитие сети Интернет сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Средства воспитания
Деятельность образовательной системы сегодня определяется фактором жизнеспособности, сохранения и развития культурных и духовных компетенций обучающихся. Воспитательная работа ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.
Личностно – ориентированное обучение и воспитание играет важную роль. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идет через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей воспитательной системы личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализовать природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого, перестроить содержание образования, создать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создающие условия для творчества и самоактуализации личности.
1. Общение как средство воспитания
Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в различных видах деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся. Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому мы уделяем огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования. Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения:
• непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника;
• опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога обучающегося как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе. Эффективность педагогического общения определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с детьми; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Мы выделяем главной особенностью стиля сотрудничества участников педагогического взаимодействия демократию. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов характерны активно-положительное отношение к обучающимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание обучающихся, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
выясняют условия совместного выполнения задания;
организуют его взаимное обсуждение;
фиксируют ход совместной работы;
обсуждают полученные результаты;
оценивают успехи каждого;
утверждают самооценки членов группы;
совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности повышаются при следующих условиях:
в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через дежурство по классу, школе, работе пришкольного трудового лагеря;
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр организационно-деятельностных, соревновательных, сюжетно-ролевых.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки.
Условия охраны здоровья обучающихся
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в лицее;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в лицее;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения
При реализации образовательных программ МОУ «Татищевский лицей» создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в лицее в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5) обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать лицея, может быть также организовано на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Порядок регламентации и оформления отношений МОУ «Татищевский лицей» и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
Одним из приоритетных направлений в деятельности МОУ Татищевский лицей» является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий.
Всего в лицее - 100 компьютеров, используются в учебных целях 93 компьютера. Из них 71 ноутбук, все используются в образовательном процессе. В составе локальных вычислительных сетей — 22 компьютера. Доступ к сети Интернет имеет 71 компьютер, все используются в учебных целях. Мультимедийных проекторов — 25, интерактивных досок — 18, многофункциональных устройств (МФУ, выполняющих функции печати, сканирования, копирования) — 38, принтеров — 4. В библиотеке 1 компьютер.
Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса
Количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер занятых в учебном процессе – 9 человек.
Наличие локальной сети – да.
Наличие необходимой скорости использования сети интернет – 100 Мбит/с.
Наличие компьютерного кабинета, в котором имеется 30 компьютеров, робототехника, 3Д принтер. Кабинет является центром учебной и внеклассной работы по формированию информационной культуры учащихся и учителей. Здесь проводятся уроки не только по информатике, но и по другим предметам, направленные на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.
Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и детей с ОВЗ предоставлен на общих условиях. Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях,
В МОУ «Татищевский лицей» создан, постоянно пополняется и обновляется сайт, на котором располагается информация: о лицее, его истории и традициях; об учащихся; о педагогических работниках. На сайте размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса. Имеется альтернативная версия официального сайта МОУ Татищевский лицей» в сети «Интернет» для слабовидящих.
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Современное здание МОУ "Татищевский лицей" функционирует с 1979 года. С момента ее открытия капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Доступ к кабинету директора, заместителей директора, библиотеку и медицинскому кабинетам, заместителя директора по АХЧ, туалету обеспечен посредством постройки пандуса с поручнями у центрального входа в школу. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, актового и спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Фотографии

